Региональная общественная организация

Фото и Видео
Главная » Статьи » Рассказы » Разное

"ПОЛУНОЧНЫЙ ПОЛУЭКСПРЕСС"
Зима 1973-74 в Ростове-на-Дону была в полном разгаре,но Новый год мы встретили по-осеннему теплой с мокрым снегом ночью.Дед Мороз опаздывал...Сразу после праздника, 4 января мне предстояло уехать по санаторной путёвке в г. Нальчик.Поездка предстояла автобусом и когда я прибыл на автовокзал г. Ростова-на-Дону,чтобы после застольных проводов отправиться в путь,то оказалось,что автобус оттуда не пришёл из-за непогоды или ещё по какой причине.Проводы продолжились за домашним столом,а наутро я был опять на автовокзале.На этот раз всё было нормально и мы уселись в междугородный автобус Икарус,чтобы двинуться в путь.

Салон автобуса был неприбран и отопление не было включено.Внешний неопрятный вид водителей тоже красноречиво говорил о том,что ночевали они здесь, в автобусе, и не на простынях.Возможно, поздно приехали из Нальчика, подумал я.Работая водителем здесь в городе,я в ущерб своей мечте водить такие же огромные автобусы,сначала вынужден был, смолоду женившись,зарабатывать жильё для своей растущей семьи,а получивши это жильё, потом отрабатывать.Так что я с интересом всегда приглядывался к работе своих коллег за рулем автобуса.

Тронувшись в путь, мы поняли,что отопление в автобусе не будет работать,так как автономка-печка была либо без соляры,либо скорее всего неисправна.Моросил дождь и дворникам на лобовом стекле приходилось сметать со стекла капли воды со снежком.Водяное отопление от двигателя еле дышало и своим теплом и обогревало еле-еле лишь лобовое стекло Икаруса .За городом и дальше по трассе было прохладней и дождь переходил в крупу и снег.
Во второй половине дня прибыли без особых проблем до города Армавира,кроме неудобств с отоплением салона .По пути водилы подсаживали всё время попутных пассажиров и натолкали их уже столько,что нас,сидячих было меньше /как в городском транспорте /, чем стоячих.Это был их промысел и их можно было бы понять,если бы ихний автобус-кормилец содержался в более приличном состоянии.Перед Армавиром дорога уже была полностью в снегу и он продолжал падать с неба .Дорога была скользкой .Был лёгкий морозец...

В Армавире мы с удивлением увидели,что оба водителя( по-английски),не попрощавшись,покинули нас,а вместо них был всего один рулевой,который,судя по манере вождения,резко отличался от прежних водителей и явно был не рождён для этой работы.Я оценил это профессиональным взглядом,сидя на первом сиденье справа рядом с ним.Снег усиливался и скорость нашего Икаруса из-за этого замедлилась.Стеклоочистители трудились изо всех сил,но отопление лобового стекла оставляло желать лучшего и на холодном стекле, вместо панорамного обзора , остались прозрачными только места,где обледеневшие щётки еле-еле прочищали водителю обзор впереди на заснеженную трассу.

Поздним вечером добрались до Пятигорска.Валил снег ,однако природа Пятигорска смотрелась на его фоне изумительно красиво в вечернем свете привокзальных фонарей. Через некоторое время наш Икарус двинулся в путь с подсевшими там пассажирами .. Выехав из города, мы увидели,что трасса находится в том самом плачевном состоянии,когда все рейсы отменяют по причине непогоды.Но мы уже были в пути и назад возвращаться пока не собирались,судя по тому,что водитель вел автобус сквозь снежную пургу с уверенностью человека,который здесь всегда ездит в таких условиях,прикуривая одну сигарету от другой.Но меня это как раз и настораживало,так как я видел его мастерство вождения днем по снежной чистой трассе...Поздним вечером трассу никто не чистил ,а непогода пришла с неба ,как всегда, неожиданно и в неудобное время.

С небес повалил уже такой снег,что было очущение: мы одни в этом мире и вокруг никого,кроме снежной мглы.Огромными хлопьями он засыпал трассу и впереди было не видно даже очертаний дороги,а водитель вел автобус не останавливаясь.Скорость была небольшая,видимость была нулевая,но путь вблизи автобуса освещали противотуманки и основной ближний свет,но далее пяти метров ничего не было видно.Встречных машин не было.Непонятно было в этой сплошной стене падающего снега куда мы вообще движемся.Или спускаемся или взбираемся на подъем.В боковые замерзшие стекла ничего не было видно,а лобовое стекло было изнутри запотевшим,а снаружи залеплено снегом по причине недостаточно прогретого стекла и, как следствие,несправлявшихся со своей задачей стеклоочистителей.Стоя рядом с водителем,я тряпкой протирал ему запотевающее стекло изнутри,но снаружи оно просто уже замерзло и щетки с намерзшим на них льдом и снегом просто елозили по стеклу.

В кромешной пурге мы на небольшом уклоне неожиданно выехали на довольно широкий Т-образный перекресток среди деревьев ,а на нём посредине в снегу стоял и буксовал легковой автомобиль Жигули,который пассажиры пытались вытолкнуть из снежного плена.Мы сходу протаранили его в переднее левое крыло,затем юзом на тормозах нас понесло вправо и, сшибая столбики с натяутыми на них тросами,скрипя обшивкой о канаты,мы остановились возле огромного справа обрыва.Внизу при свете фар виднелись верхушки деревьев и блестел протекающий там ручей.Автобус,прижатый к канатам правым бортом ,оказался ловушкой для нас.Двери были заблокированы и выйти из автобуса было невозможно,а водитель побежал разбираться с коллегой из Жигулей.Там состоялась крупная ссора и пассажиры,еле успевшие отскочить от двигавшегося на них нашего автобуса,немножко надавали тумаков нашему горе-водителю .

Расплатившись на месте за разбитое крыло ,водитель остановил проезжающий мимо,неизвестно откуда в такую погоду взявшийся грузовик с тросом и оттащил свой автобус от края обрыва,а потом с изуродованным бампером с левой стороны и разбитыми фарами , но все же светящими в небеса лампочками,наш "полуночный-полуэкспресс" продолжил медленно,крадучись, в непрекращающейся метельной круговерти свой трудный ночной путь.. Проехав недалече,утирая разбитый нос, и из-за светящих в небо лампочек ничего не видя ,водила их разбил ногой ,а правая целая фара светила тоскливо в одиночестве, залепленная снегом из-за непрекращающегося снегопада-циклона.

Впереди ничего не было видно и мы,двигаясь вслепую, сползли правой стороной в мелкий кювет,забуксовав на небольшом подъеме. Все мужчины,что были в автобусе, после отчаянных попыток водителя выбраться из кювета, вышли из холодного автобуса,чтобы подтолкнуть его из снежного плена..Снег валил с неба так,что через пять минут нахождения на открытом воздухе наша одежда промокла до ниток.Обувь тоже насквозь промокла и ноги замерзли после безуспешного толкания этого огромного автобуса взад-вперед по кювету.Лопаты не было и пришлось снять рейсовый маршрутный трафарет и им откидывать из под колес снег и подсыпать под колеса пескопасту,которая в кучках оказалась недалеко.Я старался помочь водителю своими командами ,бегая вместе с автобусом у открытой передней двери,так как он ничего не видел в зеркала по причине замерзших и залепленных снегом стекол,а также не видел сколько надо сдать назад и даже едучи по кювету вперед не видел куда он вообще едет в этой страшной метели.

Суть движения туда-сюда по кювету заключалась в том,чтобы с наметившегося движения взад-вперед после огромного нашего труда и творческого вклада с вымащиванием дорожки под передние колеса для того, чтобы эти колеса вышли из кювета,а потом и сам автобус выскочит.Это была наша мужская работа на грани отчаяния и одновременно невозможности бросить все это,так как нас занесло бы снегом совсем через некоторое время.

И вот наступил момент истины.Я уже горло сорвал ,крича в метели водителю команды.У автобуса уже был хороший разбег по кювету и мы толпою помогали, замучившись в доску ,мокрые от пота и промерзшие насквозь одновременно.Лобовое стекло уже настолько замерзло,что его нельзя уже было ничем очистить.Левая часть автобуса стояла на асфальте .Сдав назад по обочине до упора ,водитель начал движение вперед с целью выскочить передними колесами на дорогу.Вымостив ему для передних колес выезд на дорогу из песка и укатанного снега и положив туда же для верности трафарет с названием рейса,мы начали помогать ему,подталкивая эту громадину сзади и сбоку, задыхаясь от выхлопа соляры в синей дымовой завесе.

В действиях водителя чувствовалось какая-то неуверенность и неадекватность нашим командам и советам,хотя он в принципе не понимал и не видел ничего со своего места.Разогнав сколько можно прямо по кювету автобус,а я на бегу, держась возле открытой передней двери, скомандовал "Лево руля" водиле и (О чудо!) наш автобус выскочил своими передними колесами на дорогу...и задними тоже!

Я заорал что было сил- "Стой!!!Ё....т....мать!"Но водитель находился в какой-то прострации и не слушая или не услышав команды, рванул сходу с разгону наискось через трассу , высоко подпрыгивая на неровностях местности, ушел под откос на противоположную сторону дороги ,сверкнув нам на прощанье задними фонарями , скрылся из виду.Вскоре послышался глухой удар и все стихло.Мы рванули за ним вслед по его пробитой в снегу колее и с трудом добрались до автобуса,который по наклоной плоскости перелетел на скорости через все преграды на своём пути и остановился,так как не смог преодолеть последнюю траншею перед полем с метр глубиной и полтора шириной.В салоне оставались женщины и несколько мужчин.Слышались стоны и проклятия..

Водитель оглушенный сидел в ещё большей прострации на своём месте.Двигатель работал на холостых оборотах.Передний мост ушел далеко назад под автобус,сорванный с места огромной силы ударом при преодолении нескольких окопов и этой последней, остановившей его,глубокой траншеи.Перелетев через траншею,оторвав передний мост ,автобус передним бампером лежал на противоположной стороне этой траншеи и заходить теперь в него было очень удобно,но надо было сначала преодолеть глубокую снежную траншею.

Сильно травмированных не было.Некоторые пассажиры в это время стояли в проходе и вынуждены были лететь до лобового стекла по проходу,но чудом уцелели.Несколько человек получили значительные ушибы.Снегопад как по команде закончился.Далеко в поле светился какой-то огонек.Это было подобие овчарни или отдельно стоящего дома.Туда и ушёл наш водитель по глубокому снегу,бросив нас в автобусе... Посидев и задубев окончательно,мы открыли багажное отделение,забрали свои вещи, и мокрые,чумазые вышли наверх с чемоданами и сумками на трассу,чтобы уехать назад в Пятигорск на автовокзал для того, чтобы нас таки довезли все же до Нальчика,где на вокзале нас ожидали встречающие из дома отдыха.Наконец,остановился Икарус,следовавший на Пятигорск.

Вид красивого со множеством фар Икаруса нас поразил после всего,что с нами было.Чистый,теплый салон,разомлевшие без верхней одежды пасажиры дремали,чехлы на сиденьях,огромное панорамное лобовое стекло было чистым и два водителя,как и положено,вели с любовью и умением этот огромный,наполненный нами под завязку автобус.Здесь царила культура и профессионализм,который отсутствовал там,откуда мы только чудом выскочили не совсем сухими..Из Пятигорска нас отправили в Нальчик прекрасным ,теплым автобусом с двумя водителями и мы прекрасно доехали без приключений,хотя дорога была такая же заметенная и нечищенная.Просто автобусы вели ответственые и профессионально подготовленные люди.Слава им!....

--------------------------------------------------------------------------------

« Предыдущая тема | Следующая тема »

Сообщение форума

Отменить изменения

Быстрый

Категория: Разное | Добавил: Petr (13.12.2009)
Просмотров: 822 | Комментарии: 3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.